• /
  • /
Диана филимонова • 7 минут чтения
Массовые и (или) автоматические вызовы: что меняется для бизнеса
В силу вступили поправки к закону «О связи», которые ввели такое понятие, как «массовые и (или) автоматические вызовы», и установили для них правила. В статье разбираемся в законе и рассказываем, что относится к таким вызовам и что меняется для бизнеса.

«Массовые и (или) автоматические вызовы» будем называть просто МАВ.
Какие звонки входят в категорию МАВ
Критерии массовых вызовов размыты. Например, «Билайн» относит к таким звонкам все вызовы «с характерными признаками массовости, вычисляемые по заданным на платформе оператора критериям». То есть система оператора автоматически определяет, вызов массовый или нет. Критерии массовости операторы не раскрывают намеренно, чтобы систему не пытались обойти. Скорее всего, массовыми будут считать вызовы, совершенные с одного номера в короткий срок большому количеству абонентов.

Критерии автоматических вызовов понятны больше. К таким вызовам относятся все звонки через:

  • SIP-устройства. Например, через SIP-трубки или программы, которые используют протокол SIP (Zoiper, MicroSIP).
  • Стационарные АТС.
  • Виртуальные АТС.
В Сипуни под категорию автоматических вызовов подпадают все исходящие звонки:
  • через виртуальные многоканальные номера — городские, мобильные, 8 804;
  • через сим-карты.
Массовые и автоматические вызовы в законе объединены. Получается, что даже если менеджер звонит единственному клиенту по SIP-телефону — этот звонок считается автоматическим, а значит, относится к МАВ и подпадает под действие закона.
Как это работает и сколько стоит
Бизнес, операторы связи и их представители (то есть мы) не были полноценно готовы к изменениям. Сейчас ситуация понемногу устаканивается, но некоторые моменты все еще остаются неизвестны.

Мы будем дополнять и актуализировать статью по мере поступления информации. Пока пройдемся по самым значимым моментам и расскажем, что известно, а что пока нет.
Когда компания звонит клиенту, система определяет, относится ли вызов к МАВ. Если да — за звонок списывается плата: в Сипуни это 33 копейки с учетом НДС. Важный момент: оплачивается сам факт инициации вызова. То есть даже если клиент не возьмет трубку — все равно спишутся деньги.

Услуга МАВ подключается автоматически (безакцептно), потому что она необходима для исполнения требований закона. В услугу входят верификация компании и обработка исходящих вызовов. Например, вот состав услуги МАВ у билайна.
Скриншот с сайта билайна
Пока что услуга есть только у части операторов, но со временем появится у всех.
Что за закон и что в нем
Федеральный закон № 41-ФЗ помогает бороться с мошенниками, которые обманывают людей по телефону и в мессенджерах. Основные изменения касательно телефонии прописаны в статье 9 закона.

Помимо МАВ, в статье есть еще несколько пунктов о нововведениях, которые влияют на работу бизнеса. Например, пункт об обязательной маркировке звонков — в народе эту маркировку называют просто «этикетками».

К чему приведут новые правила:

  • любой человек сможет отказаться от получения массовых и автоматических вызовов (пункт 3);

  • чтобы совершать МАВ, компания должна будет получить согласие у своих контактов (пункт 3);

  • все исходящие звонки от компании будут промаркированы, чтобы клиент видел на своем телефоне название компании и цель звонка. Например, «ООО Продукты: доставка еды» (пункт 5, подпункт б).

В первую очередь эти нововведения усложняют жизнь мошенникам — чтобы «сотрудники банка» не звонили и не выпрашивали у старушек три цифры на обороте карты. Для «обычных» людей это хорошо.

Для бизнеса ситуация неоднозначная. С одной стороны, появляются дополнительные расходы, ведь услуги МАВ и маркировки платные. Особенно это влияет на компании, которые занимаются телемаркетингом и соцопросами.

С другой стороны, на дистанции закон может сыграть на руку бизнесу и повысить доверие клиентов. Звонков от мошенников и спамеров станет меньше. Скорее всего, постепенно люди начнут обращать внимание на то, кто звонит, и перестанут бездумно сбрасывать вызовы.

Менеджеры будут тратить время только на тех абонентов, которые согласны пообщаться. Потому что перед ответом клиент будет видеть, кто ему звонит и зачем.
Выдержки из закона
Здесь приведем выдержки из закона и объясним, что они значат для бизнеса.
Если хотите сами изучить закон, то вот ссылки:
🔗 Статья 9 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“»
🔗 Статья 9 на «КонсультантПлюс» (там удобнее читать)
🔗 Статья 44.1-1 Федерального закона «О связи» — «Массовые вызовы»

Компания должна получить от клиентов согласие на звонки.
Примечание редакции: пока не ясно, как именно бизнес должен получать согласия. Предполагаем, что методы будут всем знакомые: галочки на сайте, подтверждение через смс, старообрядческая подпись на бумаге.
Массовые и (или) автоматические телефонные вызовы в сети связи общего пользования (далее — массовые вызовы) должны осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента…
Если клиент не дал согласие и получил звонок от компании — вызов будет считаться незаконным. Человек сможет пожаловаться на компанию в ФАС — Федеральную антимонопольную службу. Тогда бизнесу придется доказывать, что клиент дал согласие на обзвон.
Массовые вызовы признаются осуществленными без предварительного согласия абонента, если заказчик массовых вызовов… или оператор связи… не докажет, что такое согласие было получено.

Массовые вызовы, осуществляемые с нарушением требований настоящего Федерального закона, являются незаконными…

Человек может отказаться от получения МАВ — для этого он должен обратиться к оператору. Если клиент оформил отказ — оператор не будет направлять ему звонки, даже если ранее клиент дал согласие на получение вызовов от компании. Вот так вот.
Абонент… вправе направить оператору связи отказ от получения массовых вызовов. Оператор связи обязан прекратить массовые вызовы абоненту, направившему указанному оператору отказ…
Резюмируем
— К массовым и/или автоматическим вызовам относятся все вызовы через АТС и SIP-устройства.
— Услуга платная, за нее платит компания, которая звонит. В Сипуни это стоит 33 копейки с учетом НДС.
— Плата списывается за все звонки, даже если клиент не взял трубку.
— Физлицо может отказаться от получения массовых и/или автоматических вызовов. Тогда оператор не будет направлять ему такие звонки.